Основная информация
Баптистерий построен между 1316 и 1325 годами, является продолжением апсидальной части Дуомо, почти его криптой.
Проект фасада, вероятно, принадлежит Джакомо ди Мино Пелличчайо. Фасад, строительство которого началось в 1317 году и завершилось в 1382 году, построен в изысканном готическом стиле; не законченной осталось самая верхняя его часть. Приняв рисунок и полихромность Дуомо, фасад Баптистерия в то же время несколько строже и спокойнее. В нижней его части
- три портала, центральный из которых завершен стрельчатой аркой. Над порталами идет ряд изящных подвесных арочек. На втором ярусе - три высоких овальных окна. Перед входом великолепный пол (несколько утраченный) с изображениями функций Баптистерия:
- слева, Рождение младенца (Бартоломео ди Мариано, 1450);
- в центре, Младенец, принесенный в Баптистерий (Антонио Федериги, 1451).
Сформированный в 1325 году Камаино да Крешентино и Тино да Камаино, Баптистерий представляет собой квадратное помещение с готическим сводом, разделенное двумя пилястрами на три нефа. В глубине Баптистерия - небольшая полигональная апсида. Своды целиком расписаны фресками. На внутренней стороне фасада - Апостолы (Веккьетта); под арками - Пророки и Сивиллы (Веккьетта); на сводах -Догматы Веры (школа Веккьетты); в правой люнете - Иисус в доме фарисея; в апсиде - Житие Иисуса (верхнюю часть выполнил Микеле Маттео, нижнюю -Веккьетта, 1453).
Крестильная чаша (1417), в центре Баптистерия, - шедевр скульптурного искусства XV века, произведение Якопо делла Кверча, выполнившего также некоторые из скульптур. Все скульптуры, объединенные общим готическим линеарным изяществом в полной ренессансной гармонии, представляют собой высшее достижение итальянского искусства в переходный период от стиля к стилю. Над шестиугольным основанием чаши высится небольшой столб, на котором стоит Киворий с шестиугольной базой, завершенный небольшой статуей СвятогоИоанна Крестителя ( авторство приписывают Кверча или мастерам его школы). Панели из позолоченной бронзы и скульптуры (разделяющие панели), украшающие боковые стороны крестильной чаши, - настоящие шедевры художественного искусства.
Начав осмотр украшений нижней части от алтаря, можно увидеть:
-Изгнание Захарии из Храма (Якопо делла Кверча, 1417);
-Справедливость (статуя Джованни Турино, 1427);
-Рождение Иоанна Крестителя (Турино ди Сино, 1427);
- Милость (Дж. Турино);
- Проповедь Иоанна Крестителя (Дж. Турино);
- Осторожность (Дж. Турино);
- Крещение Иисуса (Лоренцо Гиберти);
-Вера (Донателло);
- Арест Иоанна Крестителя (Л. Гиберти);
- Надежда (Донателло, 1428);
- Пир Ирода (Донателло, 1427)
- одна из самых значительных работ великого скульптора, в которой самим изображением и сомкнутым соединением линий перспективы он выразил драматичность не только трагического события, но и собственной души.